Огинский канал

Огинский канал (ок. 55 км) протекает в Пинском и Ивацевичском районах Брестской области Республики Беларусь.

Построен в 1767-1783 годах, соединяет реки Ясельда (приток Припяти) и Щара (приток Немана). Играл роль связующего элемента между бассейнами Балтийского и Чёрного морей. Включает в себя озёра Выгонощанское и Вульковское. Состоит из двух частей: северная часть – озеро Выгонощанское – река Щара (длиной 3,5 км), южная – озеро Выгонощанское – река Ясельда (длиной 47 км). На канале было 10 шлюзов и 2 пристани – Огинская (севернее деревни Мерчицы, на месте шлюза №1 – 52.27067, 25.93154) и Телеханы.

Финансировал строительство гетман великий литовский, староста виленский Михаил Казимир Огинский (1729-1800) – владелец слонимского замка, Телехан, Поречья, Молодово и других имений, которые соединила трасса канала. Проектировал канал и выполнял всю организационную работу по его строительству подстароста пинский Матеуш Бутримович (1745 - 1814). Сейм Речи Посполитой 1768 года утвердил проект канала, затраты на строительство составили 12 миллионов злотых. Для покрытия расходов М. К. Огинскому были подарены Логишин и Мышковцы.

В 1775 году было объявлено о начале сплава. Канал введен в эксплуатацию в 1783 году. По нему осуществлялся сплав леса в балтийские порты (в основном с помощью шестов и вёсел, была предусмотрена буксировка судов). Плата по 8 злотых взималась с каждого весла или спицы. В засушливые годы движение и сплав леса затруднялись. После разделов Речи Посполитой, с 1799 по 1804 годы, канал был отремонтирован и расширен до 10 метров и активно использовался.

С сентября 1915 года, канал оказался на линии фронта Первой мировой войны и был разделён колючей проволокой. Здесь в сентябре 1915 года, а затем в июле 1916 года, проходили жестокие бои между русской и германской армиями. Напоминанием о тех событиях служат германские ДОТы и воинские кладбища русских и германских солат: возле деревень Озаричи, Валище, Шпановки, Хворосно, Мокрой Дубравы, Иванисовка, Твердовка и других. За время военных действий гидротехнические сооружения были сожжены и разрушены.

В 1926 году польские власти активно взялись за обновление водной артерии и в 1928 году капитально перестроили канал. В Телеханах был построен разводной металлический мост для прохождения пароходов, которые курсировали до Слонима.

Во время Второй мировой войны, в 1942 году, в результате партизанской операции навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. В 60-е годы ХХ века были взорваны почти все шлюзы, кроме 10-ого (между озером Выгонощанским и рекой Щара). Канал утратил хозяйственное значение. Он обмелел, сузился и зарос, а местами непроходим даже для туристических байдарок. Между Телеханами и озером Выгонощанским – канал сильно сузился и зарос, местами покрыт белыми лилиями и ряской.

Перестав быть функционирующим гидротехническим сооружением, Огинский канал превратился в памятник истории и уникальный объект туристического интереса.