Cтаринное полесское местечко – Логишин

03.09.2020
Городской поселок Логишин притягателен для туристов уже тем, что сумел сберечь особенный колорит старинного полесского местечка. Здесь сходятся две важные исторические дороги – та, что в прошлом связывала Пинск с королевским шляхом, соединявшим Вильню и Варшаву, и другая, что вела из столицы Полесья в Несвиж – столицу могущественных Радзивиллов.

На старых улочках, прежде носивших названия с географическим подтекстом – Пинская, Слонимская, Клецкая, Кобринская – послевоенная застройка соседствует с бревенчатыми домиками, которые, ничуть не смущаясь своей ветхозаветности, утопают в цветущих палисадниках. Местами встречаются старые кирпичные дома с характерными «бровками» и скрытыми под штукатуркой следами от мезузы (футляра, служившего вместилищем отрывков Торы).

Первым письменным упоминанием Логишина принято считать запись в «Писцовой книге Пинского и Клецкого княжества», датированную 1552 годом. Название Логишин сродни названию белорусского города Логойск и является производным от «лог». Кстати, в многотомном издании «Живописная Россия» (1882) Логишин упоминается как «местечко Лагичинъ Радзивилловский».

Король Владислав IV Ваза в 1643 году даровал Логишину магдебургское право, а его брат король Ян Казимир Ваза – герб: волк на лосиных ногах с поджатым лисьим хвостом в голубом поле щита.

Герб Логишина

Этот герб можно рассмотреть во всех деталях, благодаря большому муралу на торцовой стене здешнего универмага. Желание разгадать его смысл породило немало легенд. Но по-прежнему нет однозначного ответа, что символизирует собой необычайный зверь. Может волк – это намек на древнее племя невров, которых «отец истории» Геродот описал как оборотней-«волколаков»?.. Между прочим, местная бейсбольная команда носит название «Логишинские волки». В 2018 – 2019 годах она дважды становилась серебряным призером чемпионата Республики Беларусь по бейсболу.

История Логишина полна событий и имен. В 1768 году в награду за начатую 3 года назад прокладку канала между Ясельдой и Щарой логишинское имение было передано в пожизненное владение гетману М.К. Огинскому. В 1784 году во время визита на Полесье Станислава Августа Понятовского, приуроченного к завершению строительства, король Речи Посполитой дважды останавливался в Логишине. В его окружении находился епископ, историк и поэт – Адам Нарушевич. Выходец из семьи небогатой окрестной шляхты, он был крещен в логишинском костеле, образование получил в пинском коллегиуме иезуитов и учебных заведениях Европы, а прославился как основоположник польской просветительской поэзии, автор исторических трудов, в том числе, многотомной «Истории польского народа».

Гетман М.К. Огинский и поэт Адам Нарушевич

В XIX веке в Логишине случилось громкое дело, прогремевшее на всю Россию. В 1874 году минский губернатор В.Н. Токарев попытался присвоить земли логишинцев, а те не стерпели и засеяли отобранные участки. На расправу с бунтовщиками прибыло два батальона пехоты и 200 казаков… Пятерых зачинщиков сослали в Сибирь, но логишинцы добились разбирательства. Оно закончилось возвращением земель и освобождением осужденных земляков. Губернатор Токарев лишился своего поста. Этим событиям посвящен документальный фильм «Логишинский бунт, или Коррупция по-губернаторски» из серии «Обратный отсчет».

На рубеже XIX-XX столетий Логишин имел статус волостного центра Пинского уезда Минской губернии. Здесь насчитывалось 400 дворов и около 3 тысяч жителей, здесь были построены каменные торговые ряды, часовня, православный храм, молитвенный дом иудеев-хасидов. В местечке работали мельницы, кожевенный завод, маслобойня. Многие жители Логишина специализировались на продаже мела, залежей которого полно в окрестностях.

Через год после начала Первой мировой войны Логишин оказался на пути противоборствующих армий – русской и германской – и 18 сентября 1915 году был занят неприятелем. Кровопролитные бои под Логишиным 21-23 сентября 1915 года и на Огинском канале 17-18 июля 1916 года навсегда вписаны в историю Первой мировой войны. Герои тех боев – прапорщики Михаил Леонтьев, Степан Русецкий, Сергей Медведев и Леонтий Воспянский-Вишнянский – покоятся за оградой логишинского Спасо-Преображенского храма.

В годы советско-польской войны (1919-1921) логишинцы организовали повстанческий отряд (170 человек), он действовал на стороне Войска Польского. По Рижскому мирному договору Логишин отошел к II Речи Посполитой и стал центром гмины Пинского повета. Подавляющая часть населения исповедовала католицизм. Здесь давно укоренились польские язык и культура, из-за чего местечко снискало славу «полесской Варшавы».

Улицы Логишина помнят вступление на Пинщину в сентябре 1939 года Красной Армии, радостные советские марши той поры, машины и повозки, увозившие на восток семьи репрессированных… 15 января 1940 года Логишин стал одним из 11 районных центров Пинской области. Через полтора года, 27 июня 1941-го здесь уже хозяйничали немецкие оккупанты.

Суровая летопись войны: высокий крест на месте сожжения гитлеровцами 15 мирных жителей, обелиск жертвам Холокоста на могиле 300 логишинских евреев и памятник участникам партизанского боя 09.07.1944 и освобождения Логишина 15.07.1944.

За братской могилой воинов и партизан белеет квадратная часовня Александра Невского (1863) – скромная дань традициям классицизма. В 1890-е на месте первого костела возвели кирпичный Спасо-Преображенскиий храм.

Церковь Преображения Господнего, г.п.Логишин

Он имеет каноническую объемно-пространственную композицию, доминантой которой является двухъярусная шатровая звонница. Главный объем храма венчает традиционное 5-куполье. Фигурные ниши порталов, оконных проемов и другие детали уносят зрителей в эпоху творческих исканий, вдохновляемых теремным зодчеством России…

Этот нарядный храм – памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля XIX века.

Петропавловский костел, г.п. Логишин

Рядом с ним возвышается краснокирпичный костел Святых Петра и Павла (1907-1909). Стремится к небу островерхий шатер колокольни… Этому стремлению подчинен строгий ритм стрельчатых арок, узких окон, ступенчатых контрфорсов и зубчатых щипцов, за которыми проступает крутая крыша… Эта святыня – редкий готический цветок, рдеющий среди полесских просторов, и одновременно – торжественный гимн Королеве Полесья. Ее предшественник – деревянный костел (1634) – еще в XVII веке обрел широкую известность благодаря чудотворному образу Матери Божией, на его раме сохранилась гравировка «ANNO D. 1663 mai 31». Но ни одна версия не дает точного ответа на вопрос о происхождении знаменитого образа.

В 1865 году после национально-освободительного восстания 1863-1864 гг. костел конфисковали, переосвятили в православную церковь и перенесли на кладбище, а в 1893 году она сгорела дотла. Лишь находившийся в этой святыне чудотворный образ уцелел… Он был найден на пепелище, а затем перенесен в новый православный храм. Только после высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (от 17.04.1905), в 1907 году началось строительство нового костела (1907-1909). Проект выполнил архитектор Императорской академии в Санкт-Петербурге Ю. Дзеконский. Каждый кирпич вылеплен руками прихожан.

Освящение костела в 1913 году

Интерьер костела – весьма скромный, если не считать дубовых алтарей. Главный алтарь выполнен в романском стиле, в центре него помещен знаменитый образ Матери Божьей Логишинской Королевы Полесья. Боковые дубовые алтари стилизованы под готику, в одном из них – образ Святого Андрея Боболи, в другом – Святого Доминика.

Костел выстоял, пережил две мировые войны и эпоху воинствующего атеизма. В 1936 году сюда вернулся чудотворный образ Матери Божьей. Важнейшим торжеством в истории святыни стала его коронация, которую 10 мая 1997 года осуществил кардинал Казимир Свентек.

С той поры костел Святых Петра и Павла имеет статус Санктуария Королевы Полесья. Здесь увековечена память и ксендза Станислава Рыжко (1910-1984), который 28 лет был настоятелем костела. На его долю выпали 10 лет сталинских лагерей и бесконечные запреты на проведение богослужений. Ксендзу Станиславу ничего не оставалось, как крестить и венчать прихожан ночью…

В 2011 году распахнул двери «Логишинский дом милосердия», созданный по инициативе ксендзов-орионистов и прихожан. Тут независимо от вероисповедания находят приют и заботу люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Побывав здесь, белорусские и зарубежные туристы особо отмечают комфорт, обстановку, где царит атмосфера доброжелательности и толерантности, которой славится Логишин, где мирно уживаются православие, католицизм и протестантизм.

Маленький Логишин найдет, чем удивить гостей. К примеру, – фигурой Ильича, которая в 1957 году прибыла сюда из столичной мастерской знаменитого белорусского скульптора Заира Азгура.

У опытных туристов всегда возникают как минимум три вопроса: что посмотреть, что купить и где перекусить?

Заслуживает внимания школьный историко-краеведческий музей, имеющий звание народного, которым руководит большой энтузиаст, историк и краевед Светлана Юшкевич. В фондах музея – 2000 экспонатов, среди них есть весьма редкие и оригинальные: изображение волка на журавлиных ногах (вторая версия герба Логишина), паспорт мерина по кличке Каштан, старинный пергамент с отрывком Торы… Здесь можно увидеть оригинальные судебные акты времен I Речи Посполитой и Российской Империи, коллекции фонарей, утюгов, старинной домашней утвари, оригиналы документов и передвижную типографию партизанской бригады им. Орджоникидзе.

В Пинском районе – всего две сельских пекарни и одна из них – в Логишине. Булка «Василек» – логишинский бренд – а также хлеб и прочая сдоба славятся далеко за пределами сельсовета. Всегда рады гостям и в местном кафе «Ясельда»: цены здесь скромные, кухня замечательная, а персонал радушный. Путешественникам не лишне узнать, что здесь есть и своя гостиница – охотничий домик «Логишин» на 12 мест. Он находится в самом центре – в двух шагах от православного и католического храмов, которые являются визитной карточкой туристического Логишина.

Автор: Татьяна Хвагина

Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Источник: https://planetabelarus.by/publications/starinnoe-polesskoe-mestechko-logishin/