Гидроузел № 11 «Качановичи»

Координаты:52.115430, 26.431130 (смотреть на карте)
Гидроузел №11 Качановичи расположен на реке Припять, которая является частью судоходного Днепровско-Бугского водного пути.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года он является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Мозырь - Киев - Херсон). Сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а река Мухавец в Бресте, где проходит государственная граница, перегорожена глухой плотиной.

Днепровско-Бугский водный путь включает в себя естественные водные артерии – реки Мухавец, Пина, Припять, Днепр и искусственный участок – Днепровско-Бугский канал, который соединяет реки Пина (приток Припяти, бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга, бассейн Вислы). Работы по сооружению канала начались в 1775 году при последнем короле Речи Посполитой Станиславе Августе Понятовском. В 1784 году король официально открыл судоходство на Мухавецком канале, который благодаря этому факту был переименован в Королевский. После разделов Речи Посполитой активное использование канала возобновилось в середине XIX века. В 1846-1868 годах были построены разборные деревянные плотины для поддержания уровня воды, необходимого для навигации. К 1867 году их было 22, ширина по дну водного пути составляла 14 метров, а максимальная осадка судов – 70 сантиметров.

В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи важное стратегическое значение, так как был единственным судоходным внутренним водным путём, соединяющим Балтийское и Чёрное моря. В частности, в 1886 и 1890 годах по нему на буксире колёсного парохода и силами бурлаков были переведены от места постройки в Эльбинге в порт Севастополя пять миноносцев, водоизмещением от 89 до 164 т, ставших одними из первых в составе Черноморского флота.

В 1929-1939 годах польские власти осуществили реконструкцию канала, в ходе которой были построены шлюзы «Дубой» и «Переруб», реконструированы сооружения Белоозёрской водо-питательной системы и сооружен 7-ми километровый канал по новой трассе Кобрин - Выгода. Канал имел стратегическое значение и входил в тыловую зону польской речной Пинской военной флотилии.

Советское правительство после вхождения Западной Беларуси в состав СССР объективно оценило его роль и значение. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, сокращена протяжённость водного пути на 12 км на участке Выгода - Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Однако, весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя. После освобождения Беларуси началось активное восстановление канала. Уже в 1945 году судоходство было восстановлено, хотя окончательные работы растянулись до июля 1946 года. В связи с ростом перевозок и эксплуатацией более крупных судов в период с 1952 по 1956 год шлюзованный участок водного пути по реке Припять был продлён на 50 км. На нём были построены железобетонные гидроузлы № 11 «Качановичи» Пинского района и № 12 «Стахово» Столинского района. Гидроузел № 11 «Качановичи» находится в Пинском районе, Брестской области вблизи деревень Качановичи и Площево на расстоянии 25 км от Пинска. Его основными составными частями являются судоходный шлюз и плотина.

Судоходный шлюз с бетонными головами, металлическими воротами, полуоткосной камерой и односторонней свайной правобережной эстакадой предназначен для пропуска (шлюзования) судов. Он построен в 1954 году Днепровским Бассейновым Управлением подводно-технических работ по проекту Киевского отделения «Гипроречтранса» Министерства речного флота СССР. Технические характеристики шлюза: длина камеры – 110,0 м; ширина камеры – 11,93 м; напор (разница высот уровней обоих бьефов) – 2,2 м, верхний – 4,3 м, нижний – 2,1 м. Принцип работы шлюза следующий: Входные ворота открываются и судно заходит внутрь камеры. Открывается перепускной клапан, вызывая падение или подъём уровня воды в камере с находящимся в ней судном. Выходные ворота открываются, судно выходит из камеры.

Южнее шлюза находится разборчатая бетонная плотина с поворотными металлическими фермами Пуаре (Поаре) и щитами в пролете. Предназначена для подъема уровней воды в р.Припять с целью коренного улучшения судоходных условий этой реки, а также обеспечения эколого-санитарного состояния рекреационных зон и акваторий г. Пинска и прилегающих земель на участке Днепро-Бугского водного пути от гидроузла №11 «Качановичи» до гидроузла №1 «Дубой». Водосбросная разборчатая плотина является основным сооружением гидроузла по пропуску паводковых расходов воды реки Припять. Плотина построена в 1954 году Днепровским бассейновым Управлением подводно-технических работ по проекту Киевского отделения «Гипроречтранса» Министерства речного флота СССР. Размеры: ширина пролета – 50,0 м; напор – 2,2 м; водопропускная способность – 157,15 м3/с.

Кроме этих основных объектов на гидроузле создана необходимая для его обслуживания инфраструктура и зона отдыха.