Гидроузел Дубое

Координаты:52.079358, 25.774388 (смотреть на карте)
Судоходный шлюз гидроузла № 1 «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь»

В Дубом расположен гидроузел № 1 «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Его реконструкция, завершившаяся в сентябре 2006 г., превратила это сооружение в современный элемент транспортных коммуникаций. Хотя без истории и тут не обошлось. Суть в том, что река Пина в этом месте стала частью Днепровско-Бугского водного пути, в который входил и известный «Королевский канал», построенный в период с 1775 по 1783 годы. Начало строительства связано с именами гетмана Великого княжества Литовского князя Михаила Огинского и пинского судьи Матеуша Бутримовича. Строительство не раз прерывалось, затем возобновлялось, а основные работы были осуществлены с 1846 по 1848 годы. Самый первый судоходный шлюз – он и получил название «№ 1» – разместился как раз в Дубом.

Реконструкция изменила гидроузел полностью: деревянные конструкции заменены железобетонными, что позволяет лучше поддерживать водный путь в состоянии, обеспечивающем судоходство. Старый шлюз имел параметры, которые определялись плавсредствами прошлого. Поэтому он был короче и шире.

Современному буксиру (как его называют местные жители – «толкачу») приходилось вначале вводить в шлюз баржу, отцепляться, перестраиваться, чтобы потом отдельным маневром войти в шлюз, так как оба судна одновременно в шлюзе не помещались. Все это требовало времени. Кроме того, после прохождения шлюза эти маневры, но в обратном порядке, вновь требовали дополнительного времени и усилий. Теперь же новые параметры шлюза позволяют вместе, в одной сцепке «толкачу» и барже пройти шлюз, не разъединяясь. Это – значительная экономия времени, усилий, да и топлива на дополнительные маневры.

Перепад воды в районе гидроузла может достигать 3,5 метров, что создало благоприятные водно-энергетические условия для размещения здесь малой гидроэлектростанции, расчётная мощность которой составила 330 кВт·ч. Малая ГЭС разместилась на месте старого шлюза, берега соединила плотина со зданием, в котором под динамичной скатной крышей установлены три низконапорные гидроэнергетические установки. А большие оконные проемы позволяют зрителю понять процесс получения электроэнергии.

Среди других сооружений гидроузла обращают внимание пульты управления шлюзом в виде небольших объёмов под шатровыми крышами, напоминающих башенки, и административное здание с представительным портиком, разместившееся в центре комплекса. Элементы благоустройства, в частности, металлические части ограждений и фонари освещения придают комплексу гидроузла парадный вид, что также привлекает посетителей. Здесь оказывается интересным буквально все. Например, зритель вдруг обнаруживает, что ворота шлюза раскрываются по-разному: со стороны Пинска они распашные, со стороны Бреста – наклонные. Это определено исходя из технологической необходимости. Но именно благодаря этой разности зрители с интересом наблюдают процесс прохождения судов.

Гидроузел № 1 работал давно. Он известен ещё с довоенного времени как важный и активно действовавший объект водного пути. Но его удачная реконструкция, выполненная с ориентацией на высокий уровень архитектурно-художественных решений, превратила сооружение с преобладанием технических функций в привлекательный и познавательный элемент ландшафта. Поэтому включение его в систему туристских маршрутов, формирующихся по этой части Полесья, стало закономерным признанием успешности многого, что определяет современную Беларусь.