Парк «Дубое»
Первое упоминание относится к 1498 г., когда конюший Сенько Дмитрович получил от пинской княгини Марьи Семеновой четыре дворища в Дубое. По привилею князя Федора Ивановича Ярославовича, Дубой в 1503 г. становится владением Карповичей. В 1558 г. «Дубоя» указывается в связи с определением границ королевских пущ. В 1566 г. двор Дубой по привилею короля Сигизмунда Августа перешел Семену и Дмитрию Веренич-Стаховским герба Огоньчик. Видимо, у них имение купил Са-синь Иванович. В 1598 г. имением владел Ян Попов, затем – Огинские, Радзивиллы. В 1635 или в 1638 г. Альбрехт Радзивилл, канцлер великий литовский, староста пинский, владелец Альбрехтова, подарил имение с монастырем пинским иезуитам. Князь был преданным католиком, не признавал иноверцев, основал костел в Алыке, иезуитский коллегиум с костелом в формах позднего ренессанса и барокко в Пинске. Во время обучения в коллегиуме в орден иезуитов вступает в 1748 г. Адам Нарушевич (1733–1796) и некоторое время живет в их дубойской резиденции. Адам – известный историк (автор многотомной «Истории польского народа»), поэт, просветитель, утверждающий, что человеческий разум – главный двигатель исторических процессов.
Усадьба заложена на несколько пониженной местности еще при иезуитах. Представление о ней дает «Инвентарь имения Дубоя, съ фольварками Бродница и Огово, Пинскаго повита, пинскихъ езуитов» за 1773 г., составленный экономом имения Казимиром Блоцким. Люстраторами являлись Михаил Героним Радзивилл, Юзеф Куженецкий, маршалок Пинского повета, и Теодор Родзевич, регент земский и ротмистр пинский. По общему планировочному решению двор в Дубое имел больше ренессансный облик. Центральное положение занимал детинец, охваченный оградой с брамой, на котором располагались многочисленные хозяйственные и служебные сооружения. Вход фиксировался симметрично расположенными зданиями с тесаного бруса, крытых дранкой. Одно из них имело избу с коморой и печь кафельную. На детинце, похоже, без особой системы располагались кузница с горном, четыре навеса на шести столбах, ледник, два погреба, одрина с круглого бревна, конюшня с навесом, две возовни, кухня на каменном фундаменте, избы с коморами и др.
Особого внимания заслуживал спихлер — сооружение оригинальной конструкции: трехэтажное, с круговой галереей, построенное на каменном погребе с двумя окнами с решетками, накрытое шатровой крышей. На первом и втором этажах имелось по восемь жилых комнат, коридору и по два помещения для хранения зерна. Третий этаж без потолка занимал большой зал с двумя дверями, на который вела лестница. Описанный детинец представлял собой хорошо обособленный хозяйственный двор ренессансной усадьбы. Парадную часть усадьбы, расположенную на одной оси с детинцем, составлял «мур» (каменный дом) и «огрод влоский», которые имели ограду с брамой с воротами на бегунках. Весьма краткое описание усадебного дома позволяет считать, что это был тот дом, который известен по рисунку Н. Орды после проведенной реконструкции при Куженецких, когда вся усадьба перестраивалась.
В инвентаре указываются «ганки» с избами. Они стали двухуровневыми башнями, показанными Н.Ордой, симметрично располагались по углам здания. Первая из них включала избу с тремя окошками и кафельной печью, комору и избу-скарбец. Во второй башне имелись также две избы. Изба горная (верхняя) именовалась «Salek». Дом имел мансардный этаж с четырнадцатью окнами в оловянной оправе и стоял на больших каменных подвалах.
Возле нее имелись солодовня, баня, ледник. Дальше за винокурней размещались хозяйственные сооружения: воловня с круглого дерева, два хлева, два навеса, сеновал (одрина). Над каналом стояли три сооружения, крытые тростником.
Согласно инвентарному описанию, усадьба имела парк. Он примыкал к детинцу, начинаясь от бокового фасада дома. Был огорожен со стороны дома штакетником, а со стороны болота — плетнем. Парк представлял собой «кватеры между каналами копанными». В одних из них росли плодовые деревья, другие были засеяны яровыми культурами, третьи еще пустовали. В парке отмечается один квадратный водоем, в который впадал канал. Второй канал отводил воду из водоема в Пину. В усадьбе имелось восемь овощных огородов. Один из них назывался пасечным. Всего на усадьбе и в лесу числилось восемьдесят четыре улья.
От комплекса усадебных построек сохранилась каменная каплица, расположенная к юго-востоку от бывшего дворца. Построена в XVIII первой половине XIX века пинскими иезуитами.
Долгое время каплица функционировала, как костел Воздвижения Святого Креста. Восьмигранность архитектурного объема, угловая креповка пилястрами, сложность обломов шлемовидное фигурное завершение с граненым фонарем придают часовне барочную пластичность. Имела алтари св. Андрея и св. Игнатия, интерьер был украшен фресковой живописью.
Каплица памятник архитектуры барокко. Включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.