«Люди на болоте»

загородная, автобусная, этнографическая экскурсия

Маршрут: Пинск – Почапово – Кудричи – озеро Блудное

Эта экскурсия не связана с творчеством Ивана Мележа, она не ведёт в Курани, и в ней нет Ганны Чернушки и Василя Дятлика… Её авторы позаимствовали лишь название, потому что оно как никакое другое подходит к данному случаю. У экскурсии «Люди на болоте» две основных темы: полесская этнография (архитектура и традиционный быт деревень в полесской глубинке) и первозданная полесская природа. Маршрут ведёт в заказник «Средняя Припять», туда, где в низовьях реки Ясельды раскидана по болотным островкам архаичная деревня Кудричи – настоящий и ускользающий полесский скансен…

Полесье – уникальный край первозданной природы: нетронутые поймы рек, заливные дубравы и последние в Европе низинные болота, местами напоминающие неземной фантастический пейзаж. Частью полесской природы с незапамятных времён стали и местные аборигены – полешуки, люди на болоте, воплотившие в своих обрядах и песнях трепетное почитание её величественной и неповторимой красоты. Это гордые дети болот, которые веками жили там, где иной человек порой не выдержит и нескольких дней. Этнографы, путешественники, российские офицеры, попавшие на Полесье во время Первой мировой войны, не переставали удивляться тому, как гордятся полешуки своим болотным краем и с каким нескрываемым пренебрежением относятся они к чужим людям, не понимающим истинной красоты и величия болотной стихии. Много веков здешнее население приспосабливалось к жизни среди этих болот, рек и озёр. Малоземелье компенсировалось рыбой и водоплавающей дичью, орехами и грибами, лесными и болотными ягодами. Почти полное отсутствие сухопутных дорог приучало в самом раннем детстве брать в руки блинное полесское весло и, оттолкнувшись от берега, бродить по нескончаемым водным лабиринтам среди зарослей тростника. На лодках отправлялись в гости к соседям, плавали в Пинск, чтобы продать богатый рыбный улов и купить городские товары. В челнах свозили на подворье душистые стога сена и дрова и тем же способом отправлялись в последний путь на сельский погост, что так же, как в Кудричах или Бережцах, находился за рекой на самом высоком месте.

Пожалуй, уже нигде кроме Полесья не встретишь таких архаичных деревень на небольших островках среди болот, где почти всё осталось, как сотню лет назад: тростниковые крыши хат, «буслянкі», колодезные «журавли», замшелые кресты-обереги. Цивилизация, пронизавшая Полесье нитями дорог и каналов, остановилась всего в нескольких шагах от их околиц, где, как сторожевые курганы, возвышаются огромные стога сена…

Кудричи – одна из последних деревень на островках среди болот в Пинском Полесье. Дома, хлевы, клуни, стога сена и древние колоды-борти – всё подлинное. Коренных жителей осталось совсем немного, но они с удовольствием покажут свои подворья, домашнюю птицу, немногочисленных лошадей и коров. Экскурсанты пройдут от усадьбы сельского старосты Моисея Елисеевича Мохновца через всю деревню до того места, где когда-то стояла кудричская церковь. Её раскатали по брёвнышку в эпоху атеизма. А что стало с теми, кто крушил святыню, расскажет экскурсия. По дороге можно завернуть на местную агроусадьбу «Река богов». Это названием связано с рекой Ясельдой, которая огибает Кудричи с востока. Учёные выявили в названии реки два корня: «-ас-» и «-альд-» – расшифровать которые помог древний индоевропейский язык санскрит. «Асы» – это боги, а «альд» – это вода, река (не правда ли, этот корень созвучен с известным словом «лёд»).

С запада к Кудричам подступают болота заказника «Средняя Припять». Здесь, огибая красивейшее озеро Блудное, идёт экологическая тропа. Типичные и редкие болотные растения, венки из кувшинок, скользящие по воде, – всё это впечатляет своей первозданностью и красотой. Загадка озера Блудное в том, что оно постоянно меняет свою форму, и в том, что узкими протоками оно соединено и с Припятью, и с Ясельдой. Тот, кто побывает на маршруте, никогда не забудет изящных белых цапель, парящих над его водной гладью, и грациозных белых лебедей, что гнездятся в этих местах.