«Пчела знает, где мёд брать»

загородная, автобусная, этнографическая экскурсия

Маршрут: Пинск – Лемешевичи – Качановичи

У этой экскурсии два варианта: теплоходный и автобусный. Если вы отправитесь в деревню Качановичи теплоходом, то на пристани возле одноимённого гидроузла вас встретят на деревенских телегах, набитых душистым сеном, поверх которого – нарядные тканые покрывала. Как только гости усядутся на повозки, лошади тронутся в путь сначала по приречному лугу, а потом по деревенским улицам до старой пасеки. Автобусный маршрут идёт по заречной стороне через Лемешевичи, Боричевичи и Каллауровичи и приводит к перекрёстку дорог, где маячит облачённое в серый саван… настоящее приведение. Заинтригованные этой встречей, туристы следуют за ним, туда, где на большой поляне выстроились старинные борти.

На протяжении многих столетий бортничество обеспечивало жителей Полесья душистым целебным мёдом, воском и прополисом. Оно было прибыльным занятием. Продукция пчеловодов шла на экспорт в соседние страны. Лишь в XIX веке бортничество уступило место колодному пчеловодству. Сегодня старинные пасеки, подобные той, что экскурсанты увидят в деревне Качановичи, – большая редкость.

Бортничество – стародавний лесной промысел, с которого начиналось современное пчеловодство. Бортные деревья, в дуплах которых селились пчёлы-боровки, метились специальными бортными знамёнами, которые указывали на их принадлежность и высоко ценились. Разорение чужой борти, присвоение мёда, который принадлежал другому владельцу, каралось как уголовное преступление. От века в век бортничество совершенствовалось и на смену бортным деревьям пришли борти-колоды, во множестве представленные на старой пасеке Качановских. Сначала кажется, что эти исполины уже всего лишь антураж, с помощью которого возникает иллюзия старинной пасеки. Это ощущение пропадает, как только хозяин пасеки подводит к одной из бортных колод и ненадолго открывает заслонку. Там, в глубине борти – настоящие соты, не покупные, а построенные трудолюбивыми пчёлами, которые сразу же начинают волноваться по поводу вторжения в их «личную» жизнь. Веко бортной колоды закрывается, а экскурсанты знакомятся с техникой производства бортей и бортными приспособлениями: «бартай», «зубелем», «лязівам», «медарэзам», «пешняй», «ройніцай», «сікаўкай», «сіткам». Покажут экскурсантам и посуду для сохранения и перевозки мёда: «берасцень», «кадоўб», «лазьбень», «ліпечня».

Кульминационный момент – дегустация цветочного, липового, гречишного и других сортов мёда. Дополнить экскурсию можно и настоящим пикником среди стогов сена, старых сосен и, конечно же, древних бортей.

Ещё одна тема, которой касается экскурсия, – это тема пинской шляхты. Шляхтой называли привилегированное сословие в Польше, Чехии, Литве, Беларуси и Украине. Шляхта обладала личной свободой, правом голоса, правом передачи по наследству своей собственности, в том числе земельной. Она служила своими саблями великим князьям литовским и королям, а также таким магнатам, как Радзивиллы, Огинские, Сапеги. Доступ в шляхетское сословие был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через нобилитацию, то есть присвоение шляхетства королём, сеймом или гетманом на поле боя. Пинская шляхта имеет разное происхождение, в том числе и татарское. Местный краевед Роман Горошкевич в своё время выявил в окрестностях Пинска более ста шляхетских фамилий и составил описание их родового герба и происхождения. Многие представители шляхты носят фамилии, созвучные названиям сёл и деревень Полесья. В Качановичах живут Качановские, в Шоломичах – Шоломицкие, в Лемешевичах – Лемешевские, а в Каллауровичах – потомки татарской шляхты Каллауры. Неудивительно, что экскурсия в Качановичи так полюбилась участникам ностальгических туров, для которых «шляхетский гонор» – не пустые слова…